Роль акробатики в развитии ловкости ребёнка
Акробатика создаёт все необходимые условия для полноценного воспитания физических качеств ребёнка дошкольного возраста. Чтобы ребёнок был физически подготовлен к школе и не отставал от сверстников в играх, нужно своевременно развивать такие двигательные качества, как ловкость, быстрота, гибкость, сила и выносливость. Проявление этих качеств двигательной деятельности взаимосвязано и взаимообусловлено. Протекающие при мышечной работе физиологические и биохимические изменения, представляют собой единый процесс, который формирует отдельные функции нервно-мышечного аппарата, глубоко связанные между собой, но имеющие свои специфические особенности. Таким образом, развитие ловкости ребёнка на занятиях акробатикой происходит в комплексе с развитием других основных физических качеств.
Ловкость характеризуется способностью к быстрому овладению новыми движениями, умением точно и быстро перестроить свои двигательные действия в соответствии с внезапно возникающими требованиями новых жизненных ситуаций. От степени развития ловкости зависит то, насколько успешно будет решаться нестандартная двигательная задача в непривычной обстановке. Для высоких показателей ловкости характерна координационная сложность движений и развитое мышечное чувство, которое определяется умением различать амплитуду и темп движений, а также уровень напряжения и расслабления мышц. Также для овладения и использования сложных движений необходимо хорошо чувствовать время и пространство. Занятия акробатикой значительно способствуют совершенствованию всех этих качеств ребёнка.
Изучение особенностей развития детского организма показало, что в старшем дошкольном возрасте развитию двигательных навыков и умений, совершенствованию координации и ловкости, должно уделяться особое внимание. Занятия акробатикой в этом возрасте способны сформировать необходимый фундамент для дальнейшего совершенствования физических качеств в школе, что облегчит ребёнку процесс овладения сложными движениями и поможет достичь хороших результатов в любом виде спорта.
Старший дошкольный возраст тем замечателен, что нервная система ребёнка достигает значительного уровня зрелости, который проявляется в улучшении подвижности, уравновешенности и устойчивости нервных процессов. Это позволяет ребёнку чётко и довольно точно выполнять разнообразные движения на занятиях акробатикой. Дети легко схватывают технику достаточно сложных физических упражнений и эффективно совершенствуют координационные способности. Кроме того, степень развития костно-мышечного аппарата и двигательного анализатора в этом возрасте даёт возможность ребёнку, помимо естественных повседневных движений, воспроизводить сложные двигательные действия.
Стоит отметить, что ловкость позволяет экономить физические силы. Чем легче ребёнку даются различные движения, тем меньше он тратит нервно-мышечной энергии на их выполнение. Это позволяет повторять упражнения на занятиях акробатикой большее количество раз, что, в свою очередь, благотворно влияет на дыхательную и сердечнососудистую системы. Таким образом, акробатика, благодаря правильно организованному и целенаправленному развитию физических качеств, оказывает позитивное влияние на работоспособность организма и здоровье ребёнка.