Батут и развитие вестибулярного аппарата у детей
Батут оказывает благотворное влияние на здоровье ребёнка в целом и развитие отдельных систем подрастающего организма. В этой статье мы обратим ваше внимание на вестибулярный аппарат и ту роль, которую может сыграть в его развитии батут. Вестибулярный аппарат или, как его ещё называют, орган равновесия расположен в среднем ухе. Специальные рецепторы в периферическом отделе вестибулярного аппарата через нервы передают возникающее возбуждение в продолговатый мозг, а затем в височную область коры полушарий. Мозг даёт команду различным группам скелетных мышц, которые рефлекторно изменяют свой тонус и сохраняют равновесие тела.
Таким образом, главная задача вестибулярного аппарата — своевременное информирование центральной нервной системы о положении тела в пространстве и нарушениях равновесия. Эта тонкая и непростая система начинает формироваться в утробе матери и заканчивает своё развитие к 10-12 годам. Учёные обнаружили, что нарушение формирования вестибулярного аппарата замедляет развитие мозга ребёнка. Также установлено, что более совершенный и тренированный вестибулярный аппарат содействует развитию внимания и способности сосредотачиваться.
Кроме того, у детей зачастую можно наблюдать синдром укачивания, когда поездка на автомобиле или поезде, морская качка или даже подъём в лифте могут вызвать тягостное ощущение тошноты, головокружение и рвоту. Это происходит в результате привычки двигаться в горизонтальной плоскости и излишней возбудимости органа равновесия. Предотвратить столь нежелательные явления поможет батут. Прыжки на батуте способствуют тренировке вестибулярного аппарата, что снижает его возбудимость.
В принципе практически любая двигательная активность, так или иначе, тренирует вестибулярный аппарат. Дети даже ощущают неосознанную потребность в стимулировании органа равновесия. Им, например, очень нравится кружиться на месте, качаться на качелях или кувыркаться. Но батут в этом отношении работает гораздо эффективнее. Батут даёт возможность ребёнку интенсивно и произвольно менять положение собственного тела. К тому же во время прыжков на батуте меняется распределение силы тяжести на организм. Таким образом, батут заставляет работать орган равновесия в особом режиме, что тренирует и укрепляет его.
У ребёнка, который ведёт малоподвижный образ жизни, ухудшается состояние всего организма, что влечёт за собой дисфункцию и вестибулярного аппарата. Батут замечателен тем, что он в полной мере позволяет реализовать потребность в двигательной активности, хорошо развивает мышцы и опорно-двигательный аппарат. Это наилучшим образом сказывается на здоровье и общем самочувствии ребёнка. Таким образом, батут позволяет детям даже при повышенной чувствительности вестибулярного аппарата менее болезненно переносить укачивание или вовсе забыть о подобных неприятностях.