Батут и развитие скорости движений
Батут прекрасно справляется с проблемой развития физических качеств у детей дошкольного возраста. Это становится особенно важным в свете снижения показателей здоровья и двигательного развития дошкольников, наблюдаемого исследователями в последнее годы. Причиной таких неутешительных результатов стал современный образ жизни, который способствует снижению двигательной активности ребёнка. А для детей дошкольного возраста даже незначительная потеря в движениях равносильна потере в здоровье, физическом и умственном развитии. Достаточная двигательная активности является необходимым условием для стимуляции развития не только основных физических качеств, но и для нормального становления интеллектуальной и эмоциональной сферы. Дети с удовольствием осваивают батут, который дарит радостное ощущение полёта. А, главное, батут укрепляет здоровье и развивает комплекс основных физических качеств ребёнка. В этой статье особое внимание мы уделим столь важному в жизни человека качеству, как быстрота движений.
Быстрота как отдельное физическое качество представляет собой способность осуществлять двигательные действия в наикратчайший для данных условий отрезок времени. Спортивная практика показывает, что многие дети в школе не могут добиться достойных результатов на занятиях физкультурой и в спорте не столько из-за плохой техники выполнения упражнений, сколько из-за недостаточного развития быстроты движений. Основными составляющими такого физического качества, как быстрота, являются быстрота реакции, быстрота мышления и быстрота действия. Установлено, что в основе этих способностей лежат подвижность и сила нервных процессов, которые можно развивать определёнными физическими упражнениями и при помощи спортивных снарядов, включая батут.
Стоит заметить, что на в 6-7-летнем возрасте у детей увеличивается подвижность и сила центральной нервной системы, процессы возбуждения и торможения уравновешиваются. В совокупности с функциональной зрелостью мышечноё системы в этом возрасте обеспечивается существенное повышение уровня быстроты двигательных актов. Таким образом, прыжки на батуте оказывают тренирующее воздействие не только на группы мышц туловища и конечностей, но и совершенствуют работу двигательных центров коры головного мозга. В этом возрасте пластичность нервных процессов, относительная лёгкость организации и перестройки условно-рефлекторных связей позволяет ребёнку улучшить двигательную реакцию и производить мобилизацию мышечных усилий в нужный момент. В связи с этим в старшем дошкольном возрасте настоятельно рекомендуется использовать упражнения, которые требуют совместного проявления мышечной силы и быстроты. В этом отношении батут считается одним из наиболее доступных и целесообразных видов спорта.
Также важно отметить, что стандартное повторение упражнений способно уже в детском возрасте привести нежелательным последствиям и возникновению скоростного барьера, который тормозит спортивные достижения в результате образования устойчивых условно-рефлекторных связей между техникой исполнения упражнений и существующими при этом условиями. Батут практически исключает такие проявления благодаря естественным формам движений, разнообразию упражнений и нестереотипным способам их выполнения.
Быстрота имеет в жизни ребёнка большое значение. Дети, которые обладают хорошей реакцией и умеют быстро действовать в привычных условиях, имеют больше возможностей справиться со сложными и непредсказуемыми ситуациями. В случае возникновения внезапной опасности быстрота может сыграть решающую роль, сохранить здоровье и спасти жизнь.